Совет при Президенте РФ по формированию гражданского общества и правам человека (потом – СПЧ) создал предложения о мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия1.
В частности, предлагается в системе судов общей юрисдикции организовать отдельные суды апелляционной и кассационной инстанций, действующие в судебных округах, в которых уже функционируют аналогичные инстанции арбитражных судов. Аналогичный закон был одобрен ранее Пленумом Верховного Суда РФ.
Помимо этого, указывается на необходимость приведения процедуры назначения судей в соответствие с конституционным статусом судебной власти и принципом независимости судей. Для этого предлагается исключить влияние органов аккуратной власти на итоговые советы Комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.
Также СПЧ предлагает дать право самим кандидатам на должности федеральных судей знакомиться с материалами проверки по ним на всех этапах рассмотрения кандидатур. И установить единый федеральный стандарт формирования и деятельности экзаменационных рабочих групп по приему квалификационного экзамена. Наряду с этим предполагается исключить полномочия глав судов в процедурах отбора кандидатов на должности судей. Документом планируется сделать решения об отклонении кандидатуры мотивированными и доступными для обжалования кандидатом по суду.
Кроме этого предполагается ввести принцип выборности глав судов, которые избирались бы из судьей либо наделять их полномочиями на относительно непродолжительный срок с обязательной ротацией. А в регламентах судов общей юрисдикции СПЧ находит разумным закрепить процедуру распределения дел между судьями на базе компьютерных программ, снабжающих случайную выборку, тем самым гарантировав конституционное требование законного и беспристрастного суда для каждого дела и исключив возможность коррупционных действий. Для этого потребуется внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Уголовный кодекс.
Указывается на необходимость введения аудиопротоколирования судебных совещаний с незамедлительным вручением копий аудиопротокола сторонам процесса. Отмечается, что данная мера ускорит судебное слушание и будет действенной гарантией действенного публичного контроля над деятельностью судов.
В целях обеспечения действенного судебного контроля за расследованием, снабжающего защиту от произвольного уголовного преследования, согласно точки зрения защитников прав человека, нужно ввести запрет последующего рассмотрения дела тем же судьей, который в ходе расследования разрешает вопросы об избрании меры пресечения и иных мерах уголовного принуждения, о производстве следственных действий, и пересматривает жалобы на действия органов расследования в порядке ст. 125 УПК РФ.
А чтобы высвободить суды от излишних функций и повысить роль субъектов публичного контроля в сфере защиты прав человека и гражданина предлагается исключить из ведения судов решение вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных к лишению свободы. Решение аналогичных вопросов представляется целесообразным передать в совместное ведение публичных наблюдательных рабочих групп, уполномоченных по защите прав человека в субъектах федерации и администрации учреждений уголовно-аккуратной системы.
No comments:
Post a Comment